Идея прощения исключительно популярна.
Автор:
Вера СухихОна является краеугольным камнем православия, но также транслируется и в других религиях – исламе, буддизме, всевозможных эзотерических учениях. И даже если вы не религиозны, на уровне житейской мудрости вас также призовут прощать обидчиков и «отпускать» обиды.
Да что там, даже в гуманитарных науках, в тех немногочисленных исследованиях, которые посвящены этому феномену, прощение априори имеет позитивные коннотации, рассматривается как безусловно правильный и положительный акт.
Доводы в пользу прощения обычно следующие.
• Обида, злость, желание отомстить обидчику – это негативные переживания, поэтому обида не должна копиться в нашем сердце и в нашей памяти. Прощение помогает не чувствовать злость и обиду.
• Обида и злость плохо влияют на здоровье, могут сделать человека больным, прощение помогает этого избежать.
• Держать зло на человека, какую бы боль он вам ни причинил, значит, находиться в состоянии жертвы. Простить искренне, принимая ситуацию, значит освободиться.
• Обида истощает энергетические запасы человека, он не живет в полную силу, не ощущает счастья, не способен любить, потому что его сердце закрыто.
Любопытно, что при всем позитиве прощения и выгодах от его осуществления, оно не происходит легко и непринужденно. В любом тексте про прощение вы встретите фразу «это очень трудно», искренне простить другого сложно. А неискреннее прощение не дает избавления от страданий. «Шаги» к прощению называются разные: принять ситуацию, понять обидчика, извлечь мудрость из ситуации, найти в ней смысл и т.д.
Как и во многих сложных явлениях, здесь есть своя правда, однако не вся. Давайте попробуем посмотреть на прощение трезвым психотерапевтическим взглядом.