Удобный способ связи
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Как поддержать в горе

Как быть, если близкий (или не очень) человек переживает трагическое событие.
Ниже я собрала рекомендации о том, чем вы можете помочь, а что на самом деле не помогает.
Оказываясь рядом с человеком, тяжело переживающим какое-то травматическое событие (смерть или тяжелую болезнь близкого, развод, несчастный случай, трагическое известие и т.п.), легко потерять самообладание. Даже если вас эта ситуация непосредственно не касается, вы можете оказаться под влиянием собственных сильных чувств и тревоги. В таком состоянии, пытаясь оказать поддержку, мы часто действуем так, чтобы успокоить больше себя, а не пострадавшего.

Ниже я собрала рекомендации о том, чем вы можете помочь, а что на самом деле не помогает.

ПОМОГАЕТ:

1. Говорить о чувствах – называть чувства, проявляемые человеком, и те, что вы ощущаете сами. Нет лучшего лекарства, чем «задушевный» разговор. Говорите о своих чувствах и вашем сожалении.

2. Физический контакт или иной способ показать человеку, что вы рядом. Иногда только этого уже достаточно и поэтому будьте готовы вообще не говорить.

3. Если человек говорит, слушайте. Хорошо работают приемы активного слушания. Они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе. Иногда произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете.

4. Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой, но не задавайте вопросов о ее деталях. Если человек сам рассказывает, слушайте.

5. Если человек в истерике, удалите зрителей. Поможет неожиданно совершить действие, которое может сильно удивить: с грохотом уронить предмет, резко крикнуть и т.д. Говорить нужно короткими фразами, уверенным тоном: «Выпей воды», «Умойся».

НЕ ПОМОГАЕТ:

1. Попытки переубеждать, спорить, стыдить человека за его странное поведение. В экстремальных ситуациях человек может испытывать страх, агрессию, ступор, апатию, двигательное возбуждение. Он может плакать, быть в истерике. Помните, что его состояние, поступки и эмоции - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

2. Говорить «все будет хорошо», «я знаю, что ты переживаешь». Это не правда. Даже если у вас есть похожий опыт переживания трагического события, лучше делиться им позже, когда человек готов будет слушать.

3. Давать советы, составлять планы восстановления для пострадавшего и себя.

4. Успокаивать, если человек плачет. Важно дать ему возможность выплакаться и выговориться, выплеснуть из себя горе, страх, обиду.

5. Попытки навязывать свои объяснения, почему так случилось.

6. Проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Помните, что каждый переживает по-своему. Например, мужчины редко показывают свои чувства так, как это делают женщины. Но это не значит, что они меньше страдают.
горе, утрата, помощь психолога
НО ЧТО ЕСЛИ ТАКОЕ СОБЫТИЕ ПЕРЕЖИВАЕТ РЕБЕНОК?

В таком случае роль вашей поддержки многократно возрастает, ведь ребенок в первую очередь обратится к вам.

Взрослому следует понимать и помнить несколько важных моментов:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы восстановить чувство безопасности. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок. Если вы захвачены собственными чувствами, его уязвимость тоже возрастет. Ваше уравновешенное поведение будет больше способствовать чувству безопасности. Если вы спокойно выразите свои чувства и поможете ребенку осознать его, это будет для него сигналом о том, что его переживания нормальны.

2. Ребенок нуждается в том, чтобы переработать эти переживания. Дайте ему возможность говорить об этом, задавать вопросы. Обеспечьте материалами (пластилином, красками, бумагой и т.д.), играйте с ним.

3. Ребенок нуждается в том, чтобы понять, что произошло. Поговорите с ним и будьте честны. Что и как сказать – зависит от возраста ребенка. Но главная задача – помочь ребенку восстановить чувство безопасности – не зависит от возраста.

Для дошкольника достаточно признать, что произошло что-то плохое, что мама с папой расстроены, но позаботятся о нем. С ребенком постарше можно говорить о фактической стороне в том объеме, в котором он может это воспринять. Важно понять, что ребенок знает и думает сам. Но дождитесь, пока он будет готов к такому обсуждению, не заставляйте.

4. Ребенок может чувствовать себя виноватым в том, случилось, и нуждается, чтобы взрослый снял с него эту вину. Для этого достаточно просто сказать: «ты не виноват, это никак не связано с тобой, никакие твои поступки не стали причиной этого события».

5. Реакция ребенка на пережитый стресс может быть разной в зависимости от возраста. Он может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен. Могут появиться трудности со сном и питанием, изменения в поведении, телесные симптомы (головная боль, боль в животе и т.д.). Важно придерживаться обычного распорядка жизни. Если такие симптомы не проходят в течение длительного времени, обратитесь за помощью.