Как поднять самооценку?

Автор: Екатерина Туманова

Для начала давайте разберемся, а как же формируется самооценка?

Когда человеческий младенец рождается, он не знает какой он, у него нет никаких представлений и знаний о себе. Он усваивает знания о себе через взаимодействия с родителями, прежде всего с мамой и другими ухаживающими о нем объектами (бабушки, дедушки, братья, сёстры, няня). То, как ребёнка берут на ручки, то, как о нем заботятся, о его теле и телесных потребностях (еда, сон, безопасность, тепло), а также как обходятся с его эмоциональными потребностями (привязанность с мамой, человеческие отношения, любовь, эмоциональное принятие, эмпатия, поддержка и успокоение недовольного ребёнка), то ребёнок и понимает о себе. То, как на ребёнка смотрят и каким его видит ближайшее окружение, таким он себя и считает.

Приведу пример, тревожная мама, может с беспокойством брать на руки ребёнка, все время проверять все от у него в порядке, беспокоиться, что он «упадёт» или что-то с ним произойдёт, такой ребёнок будет ощущать себя хрупким, будет ощущать себя тем, с кем точно плохое произойдёт и что «падать» это очень опасно. Или классический пример, описанный и в художественной литературе, когда ребёнок был зачат в следствие насилия над женщиной, тогда мать может смотреть на своего ребёнка, как на монстра, причиняющего ей боль, страдания, и этот малыш будет чувствовать себя монстром и тем, кто причиняет боль, такой выросший взрослый будет часто вести себя как монстр.

Таким образом, чем больше ребёнок получал позитивных откликов о себе, чем больше он получал реакций от взрослых, что он хороший, что с ним все в порядке, что его желания и потребности нормальны, что он нормальный ребёнок, тем лучше его самооценка.

Так формируется наша первичная самооценка, наше первичное знание о себе.
Данный тип самооценки можно подправить в длительных отношениях, в любовных отношениях или психотерапевтических отношениях с психологом. Получая новые отзывы о себе, мы можем переписать знания о себе.

Есть ещё одна хорошая новость, кроме базовой первичной самооценки, есть ещё вторичная, которая формируется в сознательной жизни и которая в первую очередь зависит от нас. Эту самооценку формируем мы сами и прямо сейчас можем ее начать улучшать. Эта самооценка зависит от наших действий и от преодоления себя. Когда мы чего-то хотим добиться, что-то преодолеваем, мы получаем результат и тогда мы оцениваем себя позитивно или нет. Когда мы ощущаем себя хорошим профессионалом своего дела, мы уходим с плохой работы, на которой мы могли ощущать себя плохо, не на своём месте или плохим работником. Мы преодолеваем стресс от увольнения, прощания с этой работой, устраиваемся на новую, проходим трудный период адаптации и можем получить удовольствие от проделанной работы над собой и утвердиться внутри себя, что я хороший специалист.

Нашу самооценку мы можем укреплять и перепрошить даже, если у нас есть негативные представления о себе, например, если есть представления о себе, как о человеке, который не доводит дела до конца, мы можем прямо сейчас решить пойти, например, пропылесосить и показать себе, что мы можем пропылесосить всю комнату, или мы можем взять интересную книгу и прочитать ее до конца, обязательно про себя отмечая, что я довел(а) эти дела до конца. Так, начиная с легкого, мы можем переходить постепенно к другим делам, требующим от нас большего усердия, терпения и преодоления себя.