За что Мне это все?
модель созависимых отношений


«Весь день как белка в колесе, ни минутки свободной на себя...»
«Я столько сделал(а), а он(а)...»
«Ему ничем не угодишь!»
«За что мне это все?»
«У других все нормально, только у меня вот так»
«Я сижу и никого не трогаю, а он первый начинает»
«Почему мне попадаются только те, кто меня используют?»
«Мне так плохо, и все из-за тебя!»
«Я не смогу, это выше моих сил»
«Доведёте меня до могилы, и тогда поплачете!»


Знакомые фразы? Слышали хоть раз что-то похожее? А может, замечаете за собой какие-то «любимые» фразы или мысли?

Если Ваш ответ да, то Вы имели честь общаться с Жертвой.

Кто такая Жертва?

Это одна из ролей известного многим треугольника Карпмана, состоящего из Жертвы, Преследователя и Спасателя. Сам Карпман еще называл их тремя лицами Жертвы. Каждый из них уверен, что поступить по-другому в ситуации он просто не может.

Словарь Жертвы можно расширять и дополнять сколько угодно, но суть одна: она действительно верит в то, что у неё нет сил и ресурсов, что она не способна справиться сама, и что все проблемы из-за внешних обстоятельств. И парадокс здесь в том, что именно этим пессимистичным мышлением она крадет ресурс сама у себя и пассивно передаёт ответственность другому. Ей только кажется, что она ничего не может.

Удерживаться в этой роли помогают и вторичные выгоды: возможность не делать то, чего не хочется, и бонусом получать сочувствие.

Самое частое и самое неблагодарное занятие, которым могут начать заниматься окружающие, это начинать давать советы и готовые решения. И угодить прямиком в игру «Да, но...». Ее правила просты, однако переиграть в неё Жертву почти невозможно. На любой совет и решение звучит объяснение, почему она не сможет этого сделать. Либо ответ, что все это уже перепробовано и ничего не помогает. Выдавать готовые решения, а лучше брать и делать за неё, обычно начинают Спасатели.

Кто такой Спасатель?

Именно Спасатель, а не Спаситель, так как в рамках треугольника спасти Жертву невозможно. Старается всеми силами решить проблему и улучшить ситуацию. И именно своей гиперопекой мешает Жертве перестать ей быть и начать развиваться. Искренне верит, что Жертва сама не справится и берет на себя чужую ответственность. Его вторичная выгода - чувство превосходства и возможность почувствовать себя важным и нужным, избежав страха одиночества.

Наконец, кто такой Преследователь?

Человек, который лучше всех все знает и агрессивно продавливает своё. В нападках избирателен, и нетрудно догадаться, какая роль становится его мишенью. Его главное заблуждение в том, что есть лишь его мнение и неправильное, и другие должны соответствовать его критериям. На первый взгляд он тоже берет на себя ответственность за Жертву, но не все так просто. Он либо агрессивно возвращает ее (Это твои проблемы, сама виновата), либо навязывает свои проблемы (Ору на тебя, потому что ты провоцируешь!). Его выгода - власть, контроль и возможность получать желаемое.

Обычно есть одна «любимая» роль, и на ее выбор влияет прошлый опыт. Чаще всего приглашение проследовать в треугольник мы принимаем именно через неё. В самом же треугольнике роли меняются, и могут меняться с завидной скоростью.

Вот, например, свекровь Анна Михайловна кричит на невестку за то, что та нарезала помидоры вдоль а не поперёк. Невестка плачет и идет в комнату рассказать все мужу. Тот прибегает к своей маме и вступается за любимую, скандал разгорается. Сын топает ногой «Мы уезжаем», невестка радостно начинает паковать вещи, но не тут то было. Мама слегла на кровать с полотенцем на голове и начинает плакать об одинокой старости и неблагодарных детях. И рассказывать сыну, в каком платье она хочет лежать в гробу, и в каком ящике лежат «похоронные деньги». Сын утешает маму, сумки разбираются назад. Жена в ярости, ругается с мужем и обвиняет его в том, что он маменькин сынок...

Можно пофантазировать о том, как поменяются их роли дальше, но смысл уже виден. Смена роли нужна в основном тогда, когда старая перестаёт работать, чтобы игра продолжилась дальше.

Наверное, нет человека, который хоть раз не угодил в треугольник и не побывал хотя бы в одной из ролей. Но когда это становится стилем жизни и начинает приносить массу проблем, наступает время что-то менять.

Первый шаг на этом пути осознание и понимание своей любимой роли в треугольнике. Прислушайтесь к себе, какая роль из описанных Вам кажется легче, интереснее, какая кажется более привлекательной? Возможно это и есть Ваша «слабость»? Понимая это про себя, старайтесь быть внимательнее в провоцирующих на эту роль ситуациях. Выбраться из треугольника сложнее, чем не пойти в него изначально.

ВЫХОД ЕСТЬ!

Продолжаем занимательную геометрию.
В транзактном анализе описаны 4 жизненные позиции, которые могут быть у человека:
Я Ок - Ты Ок. Это здоровая жизненная позиция.
Я Ок - Ты не Ок. Позиция Преследователя (ты не соответствуешь моим представлениям о норме) и Спасателя (ты слишком слаб и не справишься без меня)
Я не Ок - Ты Ок. Позиция Жертвы.
Я не Ок - Ты не Ок.

Чтобы выйти из треугольника, нужно сформировать здоровую.
Для Жертвы это осознать свои ресурсы и понять, что она может гораздо больше, чем думает.
Для Преследователя - понять, что у других людей свой жизненный путь и они не обязаны идти по нему так, как видит правильным он. Что другие люди не плохие, и одно и тоже качество может быть достоинством в других ситуациях (жадность-бережливость).
Для Спасателя важно осознать, что другой человек способен справляться самостоятельно и мир не рухнет, если отпустить вожжи.

Но не получится просто так взять и перестать что-то делать, пустое место обязательно надо чем-то заполнить. Про драматический треугольник слышали многие, а вот о его положительных вариациях знает не каждый. А между тем, выход из него лежит прямиком в «позитивный» треугольник, через трансформацию своей роли в более конструктивную.

Треугольник Самопознания

Возможность реализовывать свою роль более экологично и конструктивно. Своего рода начальный уровень развития.

Жертва становится Учеником. Она признаёт, что не в ресурсе, но вместе с этим начинает пробовать делать маленькие шажочки и искать выход из ситуации. На трудности она смотрит как на потенциальные уроки, которые можно усвоить и научиться новому. Замечает и отмечает себе даже самые маленькие свои победы.

Преследователь становится Учителем. Рассказывает, как можно достичь результата и аргументирует своё мнение. При этом интересуется чужим, не применяет угроз и шантажа.

Спасатель становится Посредником. Учитывает ситуацию и оценивает, насколько реально нужна его помощь. Побуждает Жертву к самостоятельному решению проблемы, поддерживает ее самостоятельность.

Треугольник «+1 уровень».

Выход в него возможен через полярность, когда все роли трансформируются в свои противоположности.

Жертва постепенно становится Героем. Уходит чувство вины. Появляется искренний интерес к жизни и азарт. Гордится своими «подвигами» и совершает их потому, что хочет сама, а не потому что хочет кому-то что-то доказать. Она гораздо более свободна в своих решениях.

Преследователь трансформируется в Философа. Он больше отдыхает и наблюдает со стороны. Готов принять любой результат, потому что это в любом случае опыт. Проводит анализ и делает выводы, как было бы лучше поступить в следующий раз. При этом оставляет право выбора за Героем.

Спасатель становится Провокатором. Мотивирует и подзадоривает Героя, в том числе подколами. Показывает возможные перспективы, которые откроет совершение Подвига. Ищет мишень и объект для самовыражения Героя и обращает его внимание. Испытывает огромное чувство любопытства и азарт, любит эксперименты.

Переход из минуса в плюс один из самых сложных. Ресурсов ещё очень мало, привычный образ жизни тянет назад. Да и окружение частенько не просто не помогает, а мешает, навязывая чувство вины. Поэтому без твёрдого внутреннего решения меняться и специалиста, который окажет необходимую поддержку, выбираться крайне сложно.

Наконец, третий треугольник, «продвинутый» уровень: Треугольник «+2 уровень».

Это задачка со звёздочкой. Роли из предыдущего позитивного треугольника продвигаются выше.

Герой становится Победителем. Его базовое ощущение вдохновение и энтузиазм. Испытывает радость и восхищение своими результатами. Не критикует и не осуждает себя. Находится в активном развитии. Всегда в ресурсном состоянии. Наслаждается жизнью. Он действует, чтобы реализовать свою энергию, а не для восхищения окружающих.

Провокатор становится Стратегом. Любит обдумывать интересные проекты. Занимается планированием, направляет. Указывает, где можно взять нужные ресурсы.

Философ становится Созерцателем. Пребывает в покое. Принимает мир таким, какой он есть (на предыдущей ступени он принимал человека). Рождает идеи и отправляет их Стратегу.

Подводя итог, путь к выходку из треугольника выглядит так:

Осознать и признать проблему.
Определить свою «любимую» роль.
Понять свои выгоды, которые подталкивают к участию. Научиться давать себе это более конструктивным образом.
Создать новую, непривычную роль, и действовать исходя из ее характеристик.

Первые шаги к выходу я предлагаю сделать уже сейчас при помощи следующего упражнения:
– Возьмите лист бумаги и ручку. Вспомните ситуации, в которых вы бывали или бываете в треугольнике и запишите все свои привычные мысли и фразы.
– Переформулируйте их так, чтобы они звучали более конструктивно. Например, для Спасателя, вместо «Тебе нужно сделать...» - «Какой помощи ты от меня ждёшь?»
– В следующий раз попробуйте применить одну из них. Оцените своё состояние и посмотрите, как оно изменилось с изменением мысли. Чтобы почаще вспоминать об этом, лист с фразами можно повесить на видное место.

Не критикуйте себя, если не получится сразу. И не обесценивайте свои труды, если через какое-то время снова попались в треугольник. Это тяжёлая работа и долгий процесс, и научиться хотя бы выходить в Ученика уже отличный результат.

Внимание! Имеются побочные эффекты! Чревато изменениями в вашем окружении, так как не все из участников ваших прошлых игр могут захотеть взаимодействовать с вами на новом уровне. Они могут уйти «играть» в другое место, но так ли это плохо для Вас?