Что такое негативные родительские предписания

Автор: Елена Румянцева

Негативные родительские предписания – это то, что знакомо каждому из нас. Это такие сообщения от родителей, которые они произносят в самых разных ситуациях. Эти сообщения сформированы из собственных нерешённых проблем родителя: ошибочных представлений, ограничений, неприятного опыта, стереотипов, гнева, растерянности, комплексов и тайных желаний.

Мы получаем их вербально и невербально через:
  • Мимику, жесты, эмоции, образ жизни и способы действовать
  • Слова, случайно брошенные фразы, указания и приказы, убеждения родителей

Боб и Мэри Гулдинг выделили 12 таких предписаний:
  • не делай/не действуй
  • не будь/не живи
  • не сближайся/не доверяй
  • не будь значимым
  • не будь ребёнком
  • не взрослей
  • не добейся успеха/не будь первым/не будь лидером
  • не будь самим собой/не будь мальчиком/не будь девочкой
  • не будь нормальным/не будь здоровым/не будь психически здоровым
  • не принадлежи
  • не чувствуй
  • не думай

Мы уделим внимание каждому предписанию и посмотрим, как они проявляются и как могут повлиять.

Чтобы лучше и наглядно представить как это выглядит в жизни, вспомните Матушку Готель, героиню мультфильма Рапунцель, которая похитила её и держала в башне. Она намерено старалась выглядеть заботливой матерью, но не была такой на самом деле. Конечно, образ очень утрирован и в него собраны, пожалуй, все виды предписаний. Но, именно этот образ позволяет ярко рассмотреть влияние подобных действий на то, каким будут убеждения и поведение ребенка. И как трудно ему будет вернуть себе самого себя, опереться на собственные силы и действовать, исходя из своих желаний, потребностей и решений.
Не живи!

Как звучит данное предписание:

  • "Если бы не ты, я бы... (поступила в универ/переехала/и т.д.)
  • "Тебя не ждали"
  • "Тебя не планировали/Ты был как снег на голову!"
  • "Мы хотели дочь/сына (ребенка другого пола)" и прочие вариации "Мы мечтали, что ты будешь... (каким-то другим, не таким, какой ты есть"
  • "Я тебя рожала N часов! Это было... (любые описания, но смысл - ужасно) или "Рожая тебя я чуть не умерла!"
  • "Ты мне больше не сын/дочь!"
  • "Это не моя девочка/не мой мальчик!"
  • "Уйди, не хочу тебя видеть!"
  • "Я тебя больше не люблю, не буду тебя обнимать и целовать, я с тобой не разговариваю!" и за этим обычно следует полное игнорирование ребенка.
  • "Ненавижу тебя, лучше бы у меня не было детей!"
  • "Ты - сплошное наказание! За что мне это?"
  • "Ты такой же... (плохой), как твой/я... (отец/бабка/мать/дед/дядька, кто угодно к кому есть сильные подавленные чувства гнева, отвращения, разочарования)
  • "Мир опасен!" обычно это звучит как "Там маньяки/Тебя украдут/Тебе причинят боль/Не доверяй никому, кроме меня" и во всех близких к этому вариациях.

Через бессловесные реакции оно передается так: раздражённое лицо родителя, игнорирование ребенка родителем, отсутствие телесного контакта с ребенком или отказ ему в этом, хаотичное и бессистемное кормление, изоляция ребенка, избиение, чрезмерное вторжение в телесные границы.

Человек, который часто слышит подобные фразы или ощущает бессловесные реакции в ответ на свои проявления и желание контакта. Будет чувствовать отчаяние и боль, ощущать ненужность и отвержение, горечь от мысли «мне здесь не место!». Страшнее всего для такого человека получить подтверждение, что он действительно не имеет права на свою жизнь и на место в этой жизни.

Он бросает все силы на то, чтобы доказать другим и самому себе, что его жизнь важна и значима, это временное решение может звучать как мысль «буду жить во что бы то ни стало, чего бы мне это не стоило».

Как результат, поведение человека может быть рискованным, излишне насыщенным, лишенным возможности остановиться и прислушаться к себе и своим желаниям. Часто это очень «поверхностная жизнь», много достижений, много стремлений, перегруженность событиями, людьми и идеями, которые собираются как трофеи и как доказательство, что моя жизнь важна, ценна, значима.

Чтобы справляться с тяжестью своих эмоций человек может уходить в трудоголизм, употребление веществ (периодически или регулярно), беспорядочные половые связи, самоповреждение или экстремальные виды спорта, созависимые отношения и разрушение себя с помощью недостаточного сна, приема пищи, отсутствие отдыха и адекватной заботы о собственном здоровье. Если вы узнали в этом описании себя, свой детский опыт. И после прочтения вас эмоционально зацепило, не гасите эти чувства! Запишитесь к психотерапевту и разберите с ним эти моменты.

Если вы родитель, который увидел в этих описаниях свои слова и действия в отношении ребенка, обратитесь за помощью, чтобы остановить это разрушительное воздействие.
Не будь собой

Эта группа предписаний звучит как:
  • Весь в папочку/мамочку/деда/бабку (кого угодно, к кому есть неприятные чувства) = ты такой, каким я не хочу тебя видеть
  • Если бы ты был мальчиком/девочкой = не будь своего пола
  • Будь ... (таким-то: сильным, смелым, быстрым, неважно каким) = не будь таким какой ты есть
  • В сравнении с другими "Твоя подружка такая красивая, а ты у нас уродилась такая себе"
  • Что ты такая/такой ... (любое не принимаемое качество: ленивая, медлительная, соня, неаккуратная и т.п.) = не будь такой, не проявляй эту часть себя
  • Все дети, как дети, а ты... (какой-то не такой)
  • Горе ты мое луковое/Наказание ты мое = такой, какой ты есть, ты мне не подходишь
  • Посмотри какой/какая ты... (плохая), все на тебя смотрят / отдадим тебя вон той тете/дяде, полицейскому/в дет.дом и т.п. = не будь такой, цена слишком высока.

В любом варианте это приносит ощущение, что я не могу быть таким, какой я есть, моя индивидуальность не может быть проявлена такой.

И тогда, фоном будет чувство вины, чувство собственного ничтожества. Желание постоянно получать одобрения, и при этом отчаяние, что другие поймут "какой я на самом деле/я - самозванец". Каждое одобрение обесценивается через самоосуждение. И за этим может быть как стремление к бесконечной идеальности, так и разочарование и недоверие самому себе.

Самый большой страх человека с таким предписанием, это столкнуться подтверждением, что некий значимый для меня человек не любит меня и не принимает таким, каков я есть.

Все силы направляются на то, чтобы не сталкиваться с подобной мыслью и отчаянием, и бессознательно человек стремиться к той самой идеальности, подгоняя себя под стандарты, которые сам себе создает и рисует. И как правило, достичь этой идеальности ему никогда не удается. Что в конечно счет приводит к сильнейшему разочарованию и аутоагрессии, либо к бесконечному поиску лучшего пути к идеальности. Эксперименты по поиску пути к идеальности могут быть отчаянными и опасными.

Как результат, поведение человека связано с его чрезмерным самоконтролем, сильной эмоциональной сдержанностью и постоянными «просчетами» в голове относительно того, насколько я сейчас близко поступаю в соответствии со своим идеалом. Свойственно самонаказание, лишения и аскезы, продиктованные тем, что я позволю себе это тогда, когда стану идеальным. Мысленное пребывание в будущем, где я идеален и в болезненной реальности, где я всё ещё не такой идеальный. Срывы от сверхнапряжения.

Если вы узнали в этом описании себя, свой детский опыт. И после прочтения вас эмоционально зацепило, не гасите эти чувства! Запишитесь к психотерапевту и разберите с ним эти моменты.

Если вы родитель, который увидел в этих описаниях свои слова и действия в отношении ребенка, обратитесь за помощью, чтобы остановить это разрушительное воздействие.
Не будь ребенком.

Говоря о теме предписаний и родительских запретов, это предписание никак нельзя обойти стороной. Оно очень знакомо большинству из нас.

Оно всегда имеет место в случаях, когда родители сами не имели возможности быть детьми, вынуждены были взрослеть раньше времени и решать задачи не по возрасту. А также это происходит в случаях, когда рождается младший брат или сестра, а старшему "нагружают" младшего и призывают быть взрослым, подавать пример.

Как звучит:
  • Прекрати! Ты уже взрослая/взрослый
  • Ты не маленькая, делай... (некое требование, не всегда адекватное возрасту)
  • Ты всё делаешь как попало, не можешь сделать как следует! (не принимая во внимание, что ребенку не всегда доступен тот же уровень мастерства и силы, как взрослому)
  • Как тебе не стыдно, ты же уже взрослый!
  • Веди себя прилично, как взрослый!
  • Не реви/не ори/не шуми/не... (проявляй себя как-либо эмоционально), тебе ведь уже N лет!
  • Что ты как маленький/маленькая? (с осужднием и пренебрежением)
  • Не веди себя как (младший брат/сестра)...
  • Ты старший/ая, а ведешь себя хуже младшего/ей
  • Ой посмотрите, у нас лялечка в доме появилась (с осуждением и усмешкой)
  • Любые требования соблюдать условия, делать так, как удобно взрослым, лишь бы им не мешать и им было комфортно.

Человек, который это слышал регулярно ощущает себя лишенным поддержки. Как будто он не имеет возможности опереться ни на кого, кроме самого себя. И это самый большой страх для него, столкнуться с подтверждением своей мысли «Я должен рассчитывать только на самого себя, у меня нет никого, на кого я мог бы опереться».

Защитным панцирем от столкновения с этой мыслью может стать решение «Мне никто не нужен!»И тогда, это будет гиперответственный человек. Часто это дети, про которых говорят "он такой правильный, взрослый не по годам, на него можно положиться!". Это те, кто много отдают другим, помогает, приходит на помощь, эмоционально вовлекается и поддерживает других, щедро дарит теплые слова, комплименты и поглаживания другим. Но не способен принимать их сам, также, как с трудом просит помощь и говорит о своих сложностях и эмоциях.

Часто это приводит к тому, что человек чувствует себя неспособным признать свое эмоциональное состояние, признать, что нужна помощь и поддержка, и отрицать это даже когда другие замечают это и предлагают помощь или решение. У них могут быть блестящие и очень высокие достижения в учебе, карьере и других начинаниях, и ощущение себя полным неудачником в эмоциональной сфере и отношениях.
Не будь взрослым

Это противоположное предписание предыдущему. Парадоксально, но часто оно звучит перемежая послания Не будь ребенком.

Звучит, когда родитель не доверяет ребенку какую-то часть его самостоятельного опыта, не верит в его силы и способность. Не принимает факт, что ребенок может делать на уровне, доступном по возрасту и развитию. А также, когда родителю неудобны самостоятельность и взросление. Когда комфортно, чтобы ребенок оставался в позиции младенца, за которого решают, которым управляют, который полностью зависим и покладист.

Как звучит:
  • Ты неумеха! Всё делаешь не так (= действия ребенка не достаточно идеальны)
  • У тебя не получается! Это плохо... (рисунок, поделка, убрал/помыл и т.п.)
  • Маленький глупыш! (когда ребенок недопонимает что-то или беспокоится о ситуации, кажущейся для взрослого смешной и нелепой)
  • Ты ещё не дорос, чтобы... (знать, делать, действовать)
  • Куда тебе, куда ты лезешь!
  • Куда ты дел моего послушного (умного, ласкового и т.п. любые характеристики, удобные взрослому) мальчика/ Куда ты дела мою ... (=удобную) девочку?
  • Лучше сиди и молчи! Делай как я говорю и прочие подобные фразы возвращающие в состояние "Ты маленький и без меня не справишься"
  • Вот вырастешь и узнаешь!


Бессловесно это предписание передается через излишний контроль тех задач, которые ребенок способен решать сам. Через доделывание и переделывание за ним его результатов. Через поощрение поведения «младенца» - ешь, спи, будь неподвижен и не мешай мне. И раздражение на ребенка, когда он проявляет свою самостоятельность и пробует сам решать какие-то задачи. И когда родитель «бросает» ребенка, если он сделал не так, как хотел и ожидал родитель. От этих фраз поднимается непонимание и конфликт "как можно не расти, если я расту и развиваюсь?". Отсюда отчаяние и ощущение, что опоры нет, опереться не на что. На себя нельзя, мои способы объявлены не подходящими. Способы других не дают мне ощущение полного удовлетворения. К отчаянию присоединяется страх "Не знаю и не понимаю, что делать".
В итоге, человек выглядит взрослым и деятельным, но в действиях нет последовательности и самостоятельности. Важно на кого-то всегда опираться, бесконечно учиться, но не успевать переварить и применить на практике полученные знания. Многое начато, но не доведено до конца. Идей и проектов много, но не хватает сил завершить их достаточно успешно. Может прибегать к скрытности, изворотливости, неумелой расчётливости, которые трактует, как находчивость и признак взрослого поведения.

Словом это взрослые, которые в действиях не выглядят взрослыми и отвечающими за свои действия людьми.