Статьи

Психология конфликта: как повысить уверенность в себе и добиваться желаемого?

Конфликты являются нормальным и неизбежным аспектом человеческих отношений. Они возникают в профессиональной сфере, в семейных отношениях, в социуме. Как аспект человеческого взаимодействия, конфликты могут стать источником стресса, негативных эмоций, но также представляют собой возможность для личностного роста и улучшения взаимоотношений. В этой статье мы поговорим о психологии конфликта и эффективных способах его разрешения.

Существует миф о том, что конфликтовать – плохо. В русском культурном коде фигурируют скрипты вроде «нужно быть уступчивей», «вовремя держать язык за зубами», молчать, чтобы «за умного сойти», жене - «быть покладистой», с начальством не спорить, родителям не перечить и другие установки, усвоенные с пеленок. Жертвенность и необходимость приспосабливаться укоренено в нашей культуре, как «приличное поведение». Однако психологические исследования показывают, что конструктивное рассмотрение конфликта и поиск адекватных способов его разрешения способствуют улучшению отношений и эмоциональному благополучию его участников.

Американский психотерапевт Мануэль Смит описал понятие ассертивность (от англ. to assert — утверждать) как способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Смит описал модель ассертивного поведения личности.

10 убеждений ассертивного человека

  1. Я имею право сам оценивать свое поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.
  2. Я не обязан оправдываться перед другими или постоянно извиняться за свои действия.
  3. Я сам определяю, когда мне необходимо помочь другим людям, а когда им стоит взять ответственность за свои решения.
  4. Я могу изменять своё мнение и решение.
  5. Мои ошибки являются частью моей жизни, и у всех есть право на них.
  6. Я имею право сказать: «Я не знаю». Часто людям, особенно тем, кто страдает от синдрома отличника или перфекционизма, трудно признать, что они не знают ответ на вопрос, который им задали. Вместо того чтобы пытаться избежать ситуации, можно просто сказать правду: "Я не знаю", "У меня нет информации для ответа", или предложить поискать ответ вместе.
  7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и не оправдывать их ожиданий. Если вы постоянно ищете одобрение, вместо того чтобы следовать своим истинным устремлениям, вы лишаете себя возможности проявить свою подлинную сущность.
  8. Я имею право действовать нелогично, доверяя своей интуиции, которая является результатом знаний и опыта. Иногда даже когда аргументы кажутся логичными, у вас может не возникать убеждения в правильности какого-то решения. В творческих процессах или в ситуациях с большим риском интуиция может сказать вам "нет" там, где логика молчит. Вы имеете право ей следовать.
  9. Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю». Проявлять инициативу и задавать вопросы – прекрасный способ повышения взаимопонимания и формирования близости.
  10. Я имею право сказать: «Меня это не интересует». Каждый человек имеет свой собственный круг интересов. Не нужно принуждать себя интересоваться чем-то, что не связано с вами.

Как же выглядит ассертивное поведение в действии?


  • Ясное и конкретное выражение мыслей и чувств.
  • Четкое выражение своей точки зрения без обвинений и агрессии.
  • Использование "Я-сообщения" для описания своих чувств и опасений.
  • Уверенность в себе и в своих правах, смелость в защите своих интересов и потребностей.
  • Уважение прав и интересов других людей.
  • Умение устанавливать ясные границы в отношениях с другими людьми, выражая свои предпочтения и отказываясь от недопустимого поведения.
  • Принцип "заезженной пластинки". Подразумевает повторение просьбы или отказа столько раз, сколько необходимо для достижения цели.
  • Конкретика в высказываниях:
  • Ассертивный отказ включает в себя ясное выражение отказа в виде «Нет», обоснование отказа и, при необходимости, повторение высказывания («заезженная пластинка»), окончание разговора, если собеседник продолжает давить.
  • Ассертивная просьба включает в себя указание «отправителя» просьбы, обращение непосредственно к адресату просьбы, конкретика в определении контекста просьбы и сроков ее выполнения.
  • Ассертивная угроза включает сообщение проблемы, объяснение причин этого недовольства (какие наши потребности не удовлетворяются или нарушаются), формулирование угрозы (если ты продолжишь делать это, я сделаю это) и при дальнейшем нежелательном поведении – обязательная реализация угрозы. Целесообразно использовать несколько уровней угроз в зависимости от серьезности нарушения.

Пример ассертивного диалога между друзьями:


Лидия: Знаешь, Максим, мне неудобно, когда ты опаздываешь на наши встречи. Это нарушает мой график и портит наше время вместе. Можешь ли быть пунктуальнее, чтобы я могла планировать свой день более эффективно?
Максим: Прости, Лидия, я осознаю, что мое опоздание доставляет тебе неудобства. Я постараюсь быть более внимательным к этому и вовремя приходить на наши встречи.
Лидия: Спасибо, Максим, я ценю твое понимание. Благодаря этому мы сможем проводить время вместе более приятно и комфортно для нас обоих.

Пример ассертивного диалога между подростком и родителем:


Сын: Мама, мне не нравится, когда ты входишь ко мне в комнату без стука и без спроса. Это нарушает мои границы, я не могу спокойно заниматься своими личными делами. Можешь ли ты стучать и спрашивать разрешения перед тем как войти?
Мама: Не говори глупости, мы живем в одном доме и здесь не будет висеть замков.
Сын: Я предлагаю обеспечить личное пространство каждому в нашем доме. И прошу тебя стучаться и спрашивать разрешения войти. Это позволит сохранить наши отношения, я выражу тебе благодарность за это. В ином случае мне придется поставить внутренний замок на дверь. Если ты воспротивишься и этому, это испортит наши отношения окончательно, а мне этого не хочется. Я надеюсь, что тебе это важно.
Мама: Ну хорошо, если это так важно тебе, я буду стучаться перед тем как войти.
Сын: Спасибо, мам. Я ценю, что ты слышишь меня. Благодаря этому я смогу ощущать спокойствие и уверенность в себе.

Обратите внимание, что этот диалог может стать не последним и, если этот вопрос возникнет вновь, необходимо проговорить требования, причины и последствия невыполнения еще раз, чтобы обозначить собеседнику непоколебимость вашей позиции.

Развитие навыков ассертивного поведения в решении конфликтов позволит участникам более успешно и эффективно управлять конфликтными ситуациями, сохраняя при этом уважение к себе и к другим, и стремясь к конструктивному разрешению противоречий. Постоянные отказы от самого себя – своих желаний, позиции, ценностей; подавление собственных чувств, действий – в перспективе могут привести к выгоранию, повышенной тревожности, депрессии.

Можно ли самостоятельно прокачать ассертивность?

Да. Вот что тут поможет:

Книга Мануэля Смита «Тренинг уверенности».
• Упражнение «Самопоглаживания». Заведите тетрадь и записывайте туда ежедневно три вещи, за которые можете себя похвалить. Это развивает умение говорить и принимать комплименты – а это составляющие ассертивного поведения.
• Интересное хобби, которое поможет раскрыть свою индивидуальность. Это могут быть уроки вокала, театральные курсы, танцы или спорт. Главное - чтобы ваше хобби приносило радость и возможность выразить себя настолько, насколько вам хочется, даже превосходя собственные ожидания.

Если не можете самостоятельно разобраться, что мешает вам вести себя ассертивно, – стоит обратиться к психологу.
Татьяна Елькина Психология общения